Дзогчен

Дзогчен часто называют девятой колесницей буддийского пути, согласно классификации школы нингма.

Эту «колесницу» называют также Ати-йогой, Махасанпатра (великая полнота) или Махасандхи, Махашанти, Санти Маха (великое совершенство) на языке Уддияны. Другое название этого учения Махабинду или Тигле Ченпо (великая сфера). Есть и иные, известные и не очень.

Дзогчен является состоянием, изначально присущим человеку. И это состояние не связано ни с религиями, ни со школами. Но так называется и путь, ведущий к открытию этого состояния, существующий сейчас в культурном и прочем ареале тибетского буддизма и бон.

Цитаты:

«Внешнее и внутреннее – это двойственность, само внешнее и есть внутреннее. Даже толика глубокого состояния неподвластна пониманию» (коренная тантра дзогчена раздела семде «Кунжед Гьялпо»)

Гараб Дорже выразил учение Дзогчен в виде «трех заветов»:
Прямое «введение», или «ознакомление» (со знанием или «видением» своей собственной природы).
Избавление от сомнений (по поводу наличия этого видения).
Пребывание в этом состоянии.

ШЕСТЬ ВАДЖРНЫХ СТРОФ

Хотя видимый мир проявляется как многообразие,
это многообразие недвойственно,
И из всего множества отдельных вещей
ни одну нельзя вместить в ограниченное понятие.

Если освободишься от ограниченности любых попыток судить:
«это похоже на то или на сё»,
становится ясно, что все проявленные образы -
это грани того бесконечного, что не имеет образа,
и, неотделимые от него, они - самосовершенны.

Если видишь, что все изначально самосовершенно,
исцеляется болезнь - стремление чего-то достигать,
и, когда просто остаешься в естественном состоянии как оно есть,
присутствие недвойственного созерцания
непрерывно возникает само собой.

Эти "Шесть Ваджрных Строф", или, буквально, "Шесть Ваджрных Строк", поскольку тибетский оригинал состоит только из шести строк, в совершенстве передают всю суть учения Дзогчен.