Адвайта

Адвайта (учение о недвойственности) — это не религия. Она не опирается на «писания».

Если говорить о личностном божестве, адвайта носит определенно нетеистический характер. Однако сам термин «Бог» иногда используется в качестве синонима слова «Сознание», так же как на протяжении многих веков его использовали достигшие Самореализации миcтики, относившиеся к самым различным религиозным традициям.

По сути учение адвайты – просто набор указателей на истинную природу всего. Оно раздвигает рамки и разрушает ложные представления о том, как устроены вещи. Поэтому это скорее процесс, чем сборник истин. Это процесс, который, когда происходит, понимается как часть естественного течения жизни, как и все происходящее вообще.

Учение адвайты предлагает исследовать и обнаружить то, что на самом деле фукционирует в этом мире. Большинство людей чувствуют, что они авторы своего существования. Почти все верят, что сами создают свои мысли, чувства и действия. Честное непосредственное исследование этого основного допущения может привести к глубокому прозрению.

Прозрение, которое может прийти в результате этого процесса, невозможно даже как-то обозначить, поскольку то, что обнаруживается, - это не некая вещь, обладающая определенными характеристиками.

Процесс исследования заключается в том, чтобы глубоко заглянуть в то, что действует на самом деле, выяснить, какова движущая сила всего, включая человеческий комплекс тела-ума, который вы считаете собой. Это учение приглашает исследовать: «Из чего состоит эта вещь? Что это такое на самом деле?» Красота учения в том, что оно не дает ответа на этот вопрос, но лишь побуждает к непосредственному обнаружению этого. Если бы оно давало ответ, он попадал бы в копилку интеллектуального понимания. Однако постижение, на которое указывает адвайта, лежит гораздо глубже интеллектуального понимания.

То, что именуется просветлением, случалось на протяжении неисчислимых веков через мужские и женские организмы тела-ума, существовавшие в условиях самых различных культур всего мира. Если у такого тела-ум нет склонности учить «других» тому, что случилось с «ним» самим, то нет и необходимости в том, чтобы говорить об этом. Но если такая передача учения — его природная характеристика, учитель должен попытаться передать свое постижение ученикам, используя при этом термины, которые будут им понятны. И термины эти должны соотноситься с концепциями, которые знакомы людям, живущим в данной местности и в данное время. При этом роль просветленного – полностью разрушить всю концептуальную духовную структуру. Или, как говорил Хафиз, «убрать игрушки, что не приносят радости». Слова — это вербальные символы, и лишь символы имеют значение. Вселенная никаким значением или смыслом не обладает, разве что в человеческом интеллекте, той части ума, которая размышляет посредством слов. Интеллект создает для себя персонифицированную, символическую, имеющую значение реальность, закрепляя за объектами восприятия определенные концепции. И таким образом, недвойственная чистота восприятия оказывается трансформированной посредством интеллекта в кажущуюся двойственность воспринимающего и воспринимаемого.

Древние тексты по адвайта-веданте:

  • Упанишады
  • Бхагават Гита (наиболее внятные полные переводы Смирнова и Семенцова, фрагменты с комментариями см. в книге Балсекара «Рябь на воде»)
  • Брахмасутра
  • Аштавакра Гита
  • Кайвалья наванита
  • Рибху-гита
  • Атмабодха Шанкары
  • Вивекачудамани Шанкары
  • Упадеша Сахасри
  • Трипура Рахасья
  • Йога Васиштха
  • Амританубхава Джнянешвара