Свами Абхишиктананда

Свами Абхишиктананда (в миру Анри Лё Со) (1910-1973) – один из немногих европейцев, признанных традиционными учителями Индии (такими, как Свами Нитьянанда Гири, Свами Чандра Удасин и Свами Вималананда Сарасвати) индуистским святым. Преемник великого Шивананды, Свами Чидананда Сарасвати говорил о нём: “Я всегда чувствовал близость к Свами Абхишиктананде, ибо он был воплощением подлинного духа отречения. Мы были подобны братьям-близнецам”, а его книга “Другой берег” до сих пор включена в список литературы для обязательного изучения будущими санньяси (монахами) Шивананда Ашрама в Ришикеше.

Анри Лё Со родился 30 августа 1910 года в г. Сен-Бриак (Бретань, Франция). В возрасте 19 лет он поступил в бенедиктинский монастырь св. Анны де Кергонан, где, спустя два года принял монашеский сан. В 1939-1940 годах он воевал на фронтах II-ой мировой в звании сержанта французской армии, побывал в немецком плену, откуда ему удалось бежать. Заинтересовавшись индийской философией и мистицизмом, в августе 1948 года он прибывает в Южную Индию, где, вместе с о. Жюлем Моншаненом основывает первый в истории индуистско-христианский ашрам Шантиванам. 24 января 1949 года Лё Со получает первый даршан Раманы Махарши, в результате которого его взгляды начинают эволюционировать в сторону адвайты. После нескольких месяцев уединённого созерцания в гротах горы Аруначала, французский монах встречается с выдающимся тамильским святым Свами Джнянанандой Гири из Тирукойилура, которого принимает в качестве своего гуру. Свами Джнянананда не только посвящает Лё Со в философию адвайта-веданты, но и подтверждает его призвание к санньясе (индуистскому монашеству) и новое монашеское имя – Свами Абхишиктананда.

В начале 1960-ых годов Свами Абхишиктананда переселяется в Гималаи, где ведёт образ жизни отшельника, совершает пешие паломничества по святым местам Северной Индии (такие, как Ганготри, Бадринатх, Алмора и пр.), встречается с учителями и садху различных школ индуистской религии. За последующее десятилетие он окончательно утверждается в истине адвайты и осознаёт универсальность её послания: “Это знание – эхо глубин человеческого сердца, которое несёт послание любви, самопожертвования и истинных взаимоотношений. Это послание божественности каждой личности… Человек, измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством, возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами” (из дневников Свами Абхишиктананды).

В октябре 1971 года Свами Абхишиктананда принимает в ученики французского студента Марка Шадюка, вместе с которым обосновывается в ашраме Пхулчатти (недалеко от Ришикеша). Один из монахов этого ашрама, Свами Магни Рам Шастри вспоминает: “Они (Абхишиктананда и Марк) предавались серьёзным беседам на берегу Ганги. В некотором смысле они напоминали Ади Шанкарачарью и Его времена. Они не общались с другими жителями ашрама, и их жизнь была проявлением единства и любви…” Летом 1973 года в Ришикеше Марк принял санньясу из рук Свами Абхишиктананды и Свами Чидананды Сарасвати, став Свами Аджатанандой Сарасвати, а вскоре Свами Абхишиктананда испытал мощнейший опыт пробуждения: “Огненный столб Шивы возник предо мною в субботний полдень на базаре в Ришикеше… Радость, безмятежная радость… Ом тат сат! Этот Брахман – Реальность!” (из письма Свами Аджатананде Сарасвати).

Свами Абхишиктананда достиг махасамадхи 7 декабря 1973 года в Индоре. Его жизнь и наследие получили высокую оценку многих традиционных ачарьев. На праздновании его столетия нынешний президент Divine Life Society и глава Шивананда Ашрама, Свами Вималананда Сарасвати, сказал: “ Свами Абхишиктананда внёс огромный вклад в дело ознакомления франкоязычной публики с прозрениями адвайты и мудростью Упанишад... Я рад, что мы можем вместе совершать благоприятные обряды в честь столетнего юбилея такого великого святого, оставившего богатое духовное наследие”.

На русском языке издана книга Путь Сатчитананды (М., Ганга 2008), включающая биографический очерк жизни Свами Абхишиктананды. Готовятся к изданию две его собственные работы – Гуру и ученик (рассказывающая о встрече автора с его гуру Свами Джнянанандой Гири и раскрывающая учение последнего) и Другой берег (представляющая собой глубокое и всеохватное исследование индуистской традиции санньясы и послания Упанишад).